• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. австрия
  2. ADGZ
  3. англия
  4. Lanchester
  5. Alvis Straussler
  6. Guy
  7. Daimler Dingo
  8. Morris
  9. Beaverette
  10. Humber
  11. АЕС
  12. Daimler
  13. Coventry
  14. АЕС 0857
  15. германия
  16. Sd.Kfz. 3
  17. Sd.Kfz.13
  18. Sd.Kfz.231 (6r)
  19. Sd.Kfz.221
  20. Sd.Kfz.231 (8r)
  21. Sd.Kfz.247
  22. Sd.Kfz.251
  23. Sd.Kfz.254
  24. АЕС «Dorchester»
  25. Sd.Kfz.303
  26. Sd.Kfz.250
  27. Sd.Kfz.301
  28. Sd.Kfz.234
  29. Sd.Kfz.304 Springer
  30. италия
  31. Lancia I.Z
  32. Pavezi Р4
  33. Pavezi L 140
  34. CV 29
  35. Ansaldo
  36. Fiat 611
  37. CV 3/33
  38. Fiat
  39. Autoblinda AB 40
  40. Autoblinda АВ 41
  41. Sahariana AS 42
  42. S 37
  43. Lince
  44. Autoblinda АВ 43
  45. СССР
  46. Д-8
  47. ФАИ
  48. БА-3
  49. БА-5
  50. БА-20
  51. БА-6
  52. БА-30
  53. БА-20М
  54. БА-10
  55. ЛБ-23
  56. БА-11
  57. БА-21
  58. ЛБ-62
  59. ППГ
  60. ЛБ-НАТИ
  61. БА-64
  62. БА-64Б
  63. США
  64. М3А1(Scout Car)
  65. М2
  66. М3 / М3А1
  67. M5А2
  68. М30
  69. М9А1
  70. М21
  71. М8Е1«Greyhound»
  72. М20
  73. М39
  74. M38
  75. франция
  76. Berliet VUDB
  77. P16
  78. Berliet VUDB4
  79. Berliet VUM
  80. Berliet VUC
  81. Berliet VPDM
  82. Laffly 50AM
  83. Panhard 178
  84. Panhard 165/175
  85. Laffly 80AM
  86. Laffly S15 TOE
  87. Laffly W15 TCC
  88. AM Dodge
  89. япония
  90. Тип 2592
  91. Тип 2593 «Sumida»
  92. Тип 2595 «Хо-Ги»

Тяжелый бронеавтомобиль
Sd.Kfz.231 (8r)
(Sd.Kfz.231 (8r))
1936

Армия нуждалась в бронемашинах обладавших повышенной проходимостью по пересеченной местности, поэтому в 1934 году управление вооружений сухопутных войск немецкой армии заключило с фирмой «Дойче верке» контракт на разработку нового восьмиколесного шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами, которое стало бы базой для новой серии восьмиколесных бронеавтомобилей, способных заменить созданные ранее шестиколесные бронемашины серии Sd.Kfz.231.

В 1935 году Германия вернула себе контроль над Рейнской областью и, восстановив прежнее положение, открыто пошла на нарушение положений Версальского мирного договора, накладывавшего на Германию ряд ограничений в военной области Без долгих проволочек были разработаны проекты восьмиколесных бронеавтомобилей.

Первоначально прототипы были названы «Versuchskraftfahrzeug» (экспериментальная машина) 623 и 624. В середине 1937 года машинам присвоили обозначения Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232, а в октябре 1939 года к ним добавили идентификатор 8-Rad (8 колес), чтобы отличать восьмиколесные бронемашины от их шестиколесных предшественниц.

Серийное производство бронемашин осуществлялось фирмами «Дойче верке» и «Ф. Шихау». Первая производила комплектующие узлы и агрегаты, вторая осуществляла окончательную сборку бронеавтомобилей. С сентября 1936 по сентябрь 1943 года ими было выпущено 607 бронеавтомобилей модификаций Sd.Kfz.231/232 (8-Rad) на шасси с заводскими номерами 59902–87267.

Первый в мире серийный четырехосный полноприводной (8x8) бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad), ставший основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта периода второй мировой войны, был построен по компоновочной схеме с задним расположением двигателя, двумя постами управления и восемью ведущими колесами. Полностью закрытый корпус бронемашины имел достаточно сложную конфигурацию и изготавливался методом сварки из листов катаной стали дифференцированной толщины, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки зависела от важности и уязвимости защищаемых узлов и агрегатов, а также от размещения членов экипажа в машине. Так, верхний лобовой лист имел толщину 15 мм при наклоне 28°, нижний — 10 мм при наклоне 35°. Бронировка бортов состояла из узкого верхнего и широкого нижнего рядов 8-мм бронелистов, угол наклона которых составлял 35°. При этом в поперечном сечении корпус бронемашины имел форму двух трапеций с общим основанием, перевернутых наиболее узкой стороной вниз. Толщина кормовых листов достигала 8–10 мм при угле наклона 35°, крыша корпуса бронировалась 6-мм листами, которые над боевым отделением устанавливались строго горизонтально, а над задней частью корпуса, где размещался моторный отсек, — под углом 84° к вертикали. При изготовлении днища использовались листы стали толщиной 5 мм. Дополнительную защиту носовой части машины обеспечивал согнутый под тупым углом 10-мм броневой щит, который крепился на расстоянии 50 см от корпуса с помощью кронштейнов из стального уголкового профиля и боковых перфорированных пластин, придававших конструкции жесткость. Пустое пространство между корпусом и вынесенным вперед бронещитом экипажи использовали для размещения различного снаряжения брезентовых чехлов, камуфляжных сетей, канистр с водой и топливом и т.д.. С июля 1942 года толщина этого бронещита была увеличена до 30 мм. Такая бронировка обеспечивала экипажу состоявшему из четырех человек: командира, наводчика и двух механиков-водителей, один из которых выполнял функции радиста, надежную защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков снарядов и мин небольшого калибра.

Для посадки в бронемашину в нижней части бортов между второй и третьей осями имелись двустворчатые входные люки.

Их трапециевидные створки крепились на внешних шарнирных петлях и открывались наружу и вниз. Еще один двустворчатый люк был предусмотрен в верхнем бронелисте передней части корпуса. И, наконец попасть в машину или покинуть ее можно было также через два башенных люка: двустворчатый в задней стенке башни и одностворчатый на ее крыше.

В передней части корпуса находилось отделение управления в котором слева располагался водитель. Место справа мог занимать любой член экипажа, не занятый выполнением своих непосредственных обязанностей, например водитель заднего поста управления. Обзор им обеспечивали узкие прямоугольные окна в лобовой стенке и бортах отделения управления. В боевой обстановке окна закрывались бронекрышками, смотровые щели которых были оборудованы пуленепробиваемыми стеклопакетами. Точно такие же смотровые приборы имелись и в кормовой части корпуса, где находилось рабочее место водителя заднего поста рулевого управления.

Боевое отделение начиналось сразу же за передними сиденьями и включало в себя шестигранную коническую башню кругового вращения, в которой располагались командир машины и наводчик. Башня изготавливалась из бронелистов толщиной 8 мм, установленных под углом 30°. В 15-мм лобовом листе башни в маске такой же толщины было смонтировано основное вооружение бронемашины — 20-мм пушка KwK30 L/55 или KwK38 L/55 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 34. Угол возвышения вооружения составлял +26°, снижения -10°. Возимый боекомплект насчитывал 180 выстрелов и 2100 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.

Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел TZF6. Обзор из башни в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, оборудованные триплексами: две в створках башенного люка и по одной в бортовых стенках башни.

В кормовой части корпуса бронемашины располагался моторный отсек, отделенный от боевого отделения противопожарной перегородкой. В нем был установлен восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Бюссинг-НАГ» L8V-G с рабочим объемом 7913 см3, который развивал мощность 110,3 кВт (150 л. с.) при 3000 об/мин. Машины поздних производственных серий оснащались более мощными 132,4-киловаттными (180 л. с.) двигателями с рабочим объемом 8363 см3.

Вращающий момент передавался от двигателя на колеса машины через трансмиссию «Бюссинг-НАГ» GS, в состав которой входили, трехскоростная коробка передач преселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатор, самоблокирующийся дифференциал и механические тормоза. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, а демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки до 24. Такая силовая установка позволяла 8,3-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 90 км/ч. При езде по проселочным дорогам максимальная скорость не превышала 30 км/ч.

Доступ к двигателю с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали два люка с откидными крышками в бортах моторного отсека и большой двустворчатый люк на его крыше. Выше располагалось вентиляционное жалюзи моторного отсека, которое регулировалось с места водителя, причем количество открывавшихся секции зависело от конкретных погодных условий. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади задних крыльев.

В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами размером 210–18. Все колеса были управляемые, поэтому маневренность машины несмотря на ее большую боевую массу была довольно высокой. При повороте броневика поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол чем средние. Над каждой парой колес имелись большие коробчатые крылья с угловатыми арками. В пустотах крыльев и на их верхней поверхности размещались ящики для хранения запасных частей и инструментов.

Благодаря полному приводу и мощному двигателю машина отличалась высокой проходимостью и легко преодолевала рвы шириной до 1,24 м, вертикальные препятствия высотой до 0,48 и броды глубиной 1,0 м. Топливные баки Sd.Kfz.231 вмещали 150 литров бензина и с этим количеством горючего бронеавтомобиль мог пройти по шоссе 300 км, а по проселку 170 км.

В качестве средства связи на бронемашинах раннего выпуска устанавливалась радиостанция Fu Spr, бронеавтомобили более поздних производственных серий получали радиостанцию Fu Spr Ger «f».

С 1937 года фирма «Дойче верке» начала выпускать бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), которые оснащались радиостанцией Fu Spr Ger «а» и большой антенной рамочного типа. Эта модификация получила обозначение Sd.Kfz.232 (8-Rad). Антенна крепилась над машиной на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Последние соединялись перемычкой с опорным узлом, который поддерживал антенну и при этом не мешал вращению башни. Машины позднего выпуска оснащались более мощными средствами связи рациями Fu Spr Ger «f» и FuG 11 Se 100 (затем FuG 12 Se 80) со штыревой антенной с «метелкой». На установку дополнительной радиоаппаратуры потребовалось больше места, поэтому на Sd.Kfz.232 (8-Rad) боекомплект к пулемету пришлось сократить до 1500 патронов.

Тяжелые четырехосные бронемашины Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.232 (8-Rad) находились на вооружении вермахта практически всю войну и входили в состав тяжелых бронеавтомобильных взводов разведывательных подразделений танковых соединений.



технические характеристики Sd.Kfz. 231/232 (8-Rad)
Боевая масса, т  8,3
Экипаж, чел.  4
Длина,мм  5850
Ширина,мм  2200
Высота,мм  2350
Дорожный просвет,мм  280
Броня, мм

 5-15

Борт и корма 8
Лоб башни 15
Лоб корпуса (верх/низ) 15/8
Борт и корма башни 8
Крыша корпуса и башни 6
Днище 5
Скорость максимальная, км/ч  90
Запас хода по шоссе, км  300
Кол-во выпущенных экземпляров  966

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1  К  «Бюссинг НАГ» L8V G, 8-цилиндровый, кар бюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, рабочийобъем 7913 см3, мощность 110,3 кВт при 3000 об/мин  1  149,96

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
 1  Пушка  20  KwK30 L/55 или KwK38 L/55  1  180
Пулемет  7,92  MG 34  1  2100 патронов (1500 патронов Sd Kfz 232 (8 Rad)

Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
 Sd.Kfz.231(8-Rad)  базовая модель. Сварной корпус с большими углами наклона броневых листов. Шестигранная сварная башня с 20-мм пушкой и пулеметом МG 34. Передний и задний посты управления.  
 Sd.Kfz.232(8-Rad)  schwerer Panzerspahwagen (Fu) - радиостанция FuG 12 с антенной рамочного типа. На машинах поздних выпусков имелась штыревая антенна с «метелкой».  
 Sd.Kfz.233(8-Rad)  башня отсутствует. В открытом сверху боевом отделении установлена 75-мм пушка StuK 37 L24. 119
 Sd.Kfz.263(8-Rad)  Panzerfunkwagen - бронемашина связи. Неподвижная высокая броневая рубка с рамочной антенной. За рубкой устанавливалась телескопическая антенна высотой 9 м.  240
2010-2025, Орел. Rambler's Top100