- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Daimler Dingo
- Morris
- Guy
- Beaverette
- Daimler
- Humber
- АЕС
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- Ansaldo
- CV 29
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-6
- БА-20
- БА-30
- БА-10
- БА-20М
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-23
- ЛБ-НАТИ
- ЛБ-62
- ППГ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М20
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUM
- Berliet VUDB4
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 165/175
- Panhard 178
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
Alvis Straussler
(Alvis Straussler)
1937

В конце 1935 года венгерский инженер Миклош Штраусслер, ранее переехавший в Великобританию и основавший собственную фирму «Штраусслер меканизейшн», завершил проектный этап разработки бронеавтомобиля, который являлся логическим развитием созданных им ранее машин АС 1 и АС 2, не вышедших, к сожалению, из стадии прототипов. Как и в случае с предыдущими моделями прототип АС 3 Штраусслер построил на заводе своей фирмы, но будущее новой машины было неясно поскольку она создавалась в инициативном порядке за средства конструктора а английские военные не проявляли к ней особого интереса. Однако в феврале 1936 года голландское министерство по делам колоний связалось со Штраусслером через посредство голландской торговой компании «Меррем энд Ла Порт», представлявшей по всей видимости интересы фирмы «Штраусслер меканизейшн» в Нидерландах и запросило подробную информацию о машине Штраусслера, испытания которой проходили в Великобритании с декабря 1935 года. Голландцы искали бронеавтомобиль, которым рассчитывали укомплектовать свои войска в Индонезии, и рассматривали различные варианты.
Конкурентами «Штраусслера» АС 3 были «Берлие» VUDB4, трехосный «Ланчестер» фирмы «Виккерс», легкие и средние трехосные бронемашины «Виккерс-Кросслей», американский «Мармон-Херрингтон» ТК-5, различные модели фирмы «Ландсверк», голландский «Вильтон-Фийенорд» на трехосном шасси грузовика «Форд», австрийский трехосный ADKZ фирмы «Аустро-Даймлер» и G31P (Kfz 67) фирмы «Бюссинг Наг». И все же голландцы остановили свой выбор на бронемашине Штраусслера.
«Штраусслер меканизейшн» на тот момент не обладала достаточными производственными мощностями для серийного выпуска бронемашин АС 3 поэтому Штраусслеру нужен был солидный партнер, способный обеспечить серийное производство, а вместе с тем и соблюдение сроков выполнения контракта. Таким партнером Штраусслера стала известная английская фирма «Олвис кар энд инжиниринг» В 1937 году обе фирмы объединились под названием «Олвис-Штраусслер», тогда же начался и серийный выпуск бронеавтомобилей, получивших обозначение «Олвис-Штраусслер» АС 3.
Всего было выпущено 27 бронемашин 12 из которых поступили на вооружение Королевских ВВС Великобритании, 12 — колониальной голландской армии в Индонезии и 3 — португальской армии.
Бронеавтомобиль АС 3 представлял собой двухосную полноприводную (4x4) машину на специальном шасси с задним расположением двигателя и кормовым постом управления, который позволял машине двигаться задним ходом без предварительного разворота. В состав экипажа входили: водитель, командир пулеметчик и водитель заднего поста управления.
Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, установленных с рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины. У броневиков для ВВС Великобритании нижние бортовые листы устанавливались вертикально, а узкие верхние имели сильный наклон. Что касается машин, закупленных Нидерландами, то у них нижние бортовые листы слегка отклонялись наружу. Спереди и сзади корпус сужался, верхние лобовой и кормовой листы располагались под большим углом наклона, а их толщина достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того экипаж мог воспользоваться люком в крыше башни.
В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором справа размещалось рабочее место водителя. Броневая панель над ним была оборудована маленькой угловатой рубкой со смотровыми щелями в стенках, через которые в боевой обстановке водитель мог наблюдать за дорогой и окружающей местностью. Аналогично было устроено рабочее место водителя заднего поста управления в кормовой части бронемашины. На голландских бронеавтомобилях слева от водителя в шаровой установке был смонтирован 6,5-мм пулемет водяного охлаждения «Виккерс». В скошенных боковых гранях передней части корпуса имелись прямоугольные смотровые лючки, закрывавшиеся бронекрышками и служившие скорее для вентиляции.
Позади отделения управления находилось боевое отделение, в состав которого входила многогранная одноместная башня кругового вращения, склепанная из броневых листов толщиной 13 мм и вооруженная 12 7-мм пулеметом «Кольт-Браунинг». Возимый боекомплект состоял из 500 патронов калибра 12,7 мм, а в случае с голландскими бронемашинами его дополняли еще 1350 патронов калибра 6,5 мм, снаряженных в 6 пулеметных дисков по 225 патронов в каждом. В машине хранился запасной 6,5 мм пулемет, который мог использоваться для стрельбы по воздушным целям.
На крыше башни имелся люк с откидной крышкой, через который можно было вести наблюдение за местностью, а в случае необходимости покинуть машину или войти в нее. Специальный вентилятор обеспечивал удаление пороховых газов из боевого отделения и приток чистого воздуха. В задней части боевого отделения располагался кормовой пост рулевого управления, оборудованный всеми органами управления необходимыми для вождения машины задним ходом.
В корме корпуса размещался моторный отсек, отделенный от боевого противопожарной перегородкой В нем был установлен 80,9-киловаттный (110 л. с.) четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с рабочим объемом 3600 см3. Позади двигателя был установлен радиатор барабанного типа, внутри которого находилась воздушная турбина. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, которая допускала движение вперед и задним ходом на 6 передачах. Силовая установка позволяла бронемашине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 77 км/ч, при движении задним ходом скорость была несколько ниже. Полностью заправленный бронеавтомобиль имел запас хода 145–150 км.
В полноприводной (4x4)ходовой части с независимой подвеской, блокированной с поперечными листовыми рессорами, использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами большого сечения типа «Гигант». Сверху передние и задние колеса были прикрыты крыльями угловатой формы. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см без ущерба для устойчивости машины, что обеспечивало отличную проходимость по пересеченной местности.
Бронеавтомобили АС 3, закупленные правительством Нидерландов для голландской колониальной армии, были отправлены в Индонезию двумя партиями. Первая прибыла на остров Ява 30 декабря 1937 года, вторая — в январе 1938 года. В 1942 году эти бронемашины приняли участие в боях с японскими войсками, высадившимися на острове. К сожалению, отсутствие опыта боевого применения этого вида боевой техники, слабое владение материальной частью со стороны экипажей бронемашин, а также плохо налаженное управление и слабое взаимодействие частей голландской армии не позволило в полной мере воспользоваться достоинствами новой техники. В ходе боев голландцы потеряли три бронемашины, девять других были захвачены японцами, причем шесть из них находились в исправном состоянии. После капитуляции японских войск оставшиеся машины достались силам индонезийской национальной армии, но достоверных сведений об использовании бронемашин индонезийцами нет. Так же неизвестна судьба португальских бронемашин АС 3.
| технические характеристики | «Alvis Straussler» АС 3 |
|---|---|
| Боевая масса, т | 4,9 |
| Экипаж, чел. | 4 |
| Длина,мм | |
| Ширина,мм | |
| Высота,мм | |
| Дорожный просвет,мм | 350 |
| Броня, мм | 9 борта, 13 лоб корма и башня |
| Скорость максимальная, км/ч | 77 |
| Запас хода по шоссе, км | 145-150 |
| Подъем, град | 30 |
| Брод, м | 1 |
| Кол-во выпущенных экземпляров |
| Двигатели | ||||
|---|---|---|---|---|
| Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность |
| 1 | К | 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3600 см3, мощность 80,9 кВт | 1 | 80,9 |
| Вооружение | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
| 1 | Пулемет | 12,7 | Кольт-Браунинг | 1 | 500 |
| 2 | Пулемет | 6,5 | Vickers (на голландских машинах) | 1 | 1350 |