• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. австрия
  2. ADGZ
  3. англия
  4. Lanchester
  5. Alvis Straussler
  6. Guy
  7. Daimler Dingo
  8. Morris
  9. Beaverette
  10. Humber
  11. АЕС
  12. Daimler
  13. Coventry
  14. АЕС 0857
  15. германия
  16. Sd.Kfz. 3
  17. Sd.Kfz.13
  18. Sd.Kfz.231 (6r)
  19. Sd.Kfz.221
  20. Sd.Kfz.231 (8r)
  21. Sd.Kfz.247
  22. Sd.Kfz.251
  23. Sd.Kfz.254
  24. АЕС «Dorchester»
  25. Sd.Kfz.303
  26. Sd.Kfz.250
  27. Sd.Kfz.301
  28. Sd.Kfz.234
  29. Sd.Kfz.304 Springer
  30. италия
  31. Lancia I.Z
  32. Pavezi Р4
  33. Pavezi L 140
  34. CV 29
  35. Ansaldo
  36. Fiat 611
  37. CV 3/33
  38. Fiat
  39. Autoblinda AB 40
  40. Autoblinda АВ 41
  41. Sahariana AS 42
  42. S 37
  43. Lince
  44. Autoblinda АВ 43
  45. СССР
  46. Д-8
  47. ФАИ
  48. БА-3
  49. БА-5
  50. БА-20
  51. БА-6
  52. БА-30
  53. БА-20М
  54. БА-10
  55. ЛБ-23
  56. БА-11
  57. БА-21
  58. ЛБ-62
  59. ППГ
  60. ЛБ-НАТИ
  61. БА-64
  62. БА-64Б
  63. США
  64. М3А1(Scout Car)
  65. М2
  66. М3 / М3А1
  67. M5А2
  68. М30
  69. М9А1
  70. М21
  71. М8Е1«Greyhound»
  72. М20
  73. М39
  74. M38
  75. франция
  76. Berliet VUDB
  77. P16
  78. Berliet VUDB4
  79. Berliet VUM
  80. Berliet VUC
  81. Berliet VPDM
  82. Laffly 50AM
  83. Panhard 178
  84. Panhard 165/175
  85. Laffly 80AM
  86. Laffly S15 TOE
  87. Laffly W15 TCC
  88. AM Dodge
  89. япония
  90. Тип 2592
  91. Тип 2593 «Sumida»
  92. Тип 2595 «Хо-Ги»

Штабной бронеавтомобиль
АЕС «Dorchester»
(АЕС «Dorchester»)
1940

Великобритания была единственной страной-участницей второй мировой войны, выпускавшей и широко применявшей в боевых действиях штабные бронеавтомобили специальной постройки.

Эти машины представляли собой бронированный автобус, изготовленный с использованием шасси двухосного или трехосного грузовика. Внутреннее оборудование такого бронеавтомобиля отвечало всем требованиям штабной работы: имелась необходимая откидная мебель, рабочие места для штабных офицеров и операторов, средства связи. Обычно штабной бронеавтомобиль в качестве дополнительного оборудования оснащался разворачиваемым тентом, позволявшим разместить рядом с машиной командный пункт соединения.

Впервые штабные броневики появились в 1937 году, когда были забронированы 15 шасси «Моррис коммершиал» CS 8 с колесной формулой 4x2. Эти машины эксплуатировались штабом 1-й танковой бригады В 1940 году во Франции, при штабе 1-й английской танковой дивизии испытывался прототип нового штабного бронеавтомобиля, построенного фирмой «Гай» на базе своего двухосного полноприводного шасси «Лизард» и оснащенного пятицилиндровым дизелем «Гарднер». Всего был выпущен 21 броневик этой марки и все они использовались в британских войсках как в метрополии так и в Северной Африке.

Самым же массовым английским штабным бронеавтомобилем стала бронемашина фирмы АЕС разработанная в 1940 г на базе полноприводного (4x4) артиллерийского тягача АЕС 0853 «Матадор», широко использовавшегося в армии для буксировки 5,5-дюймовых орудий. Предполагалось выпускать эту машину в четырех вариантах: машины управления для бронетанковых соединений, машины инженерно-саперных частей, машины для постановки минных заграждений и, наконец, бронетранспортера. Однако в серийное производство пошла только штабная модификация получившая обозначение АЕС «Дорчестер» Всего было построено 416 штабных бронеавтомобилей этого типа.

Бронемашина имела полностью закрытый сварной броневой кузов вагонной компоновки, при изготовлении которого использовались 10–12-мм листы катаной стали, обеспечивавшей достаточную защиту от огня стрелкового оружия. Для посадки членов экипажа в бортах и корме корпуса имелись двери. В крыше корпуса были прорезаны три световых люка, закрываемые бронекрышками. В варианте LP (дальняя связь) — машина оснащалась радиостанциями № 19 и № 19 Мк II, а в варианте HP (высокочастотная связь) — радиостанцией № 19 и телеграфной засекречивающей аппаратурой связи (ЗАС).

В корпусе бронемашины за отделением управления располагалось штабное отделение с откидной мебелью, столами для карт и радиоаппаратурой. Штабной бронеавтомобиль не имел стационарного вооружения, но для самозащиты внутри машины перевозился 7,7-мм пулемет «Брен». В передней части корпуса располагалось моторное отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения АЕС А187 с рабочим объемом 7580 см3, развивавший мощность 69,8 кВт (95 л. с.) при 1800 об/мин, что позволяло более чем 12-тонной машине двигаться по шоссейным дорогам с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, состоявшая из сцепления сухого трения, четырехскоростной коробки передач, двухскоростного демультипликатора и гидравлических тормозов с вакуумным усилителем. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались колеса большого диаметра с шинами размером 13,5–20.

С 1941 года первые штабные бронеавтомобили «Дорчестер» начали поступать в войска, преимущественно в Северную Африку. Обычно на английскую танковую дивизию приходилось по 15 штабных броневиков этого типа. Они использовались на всех театрах боевых действий вплоть до конца второй мировой войны.

Любопытно отметить, что трофейные британские штабные броневики охотно использовали и немцы. Так в 1941 году в Северной Африке к ним попали три «Дорчестера». Два из них эксплуатировались при штабе генерала Э. Роммеля вплоть до конца североафриканской кампании в 1943 году, а один — в 5-й легкой дивизии вермахта.

технические характеристики АЕС «Dorchester»
Боевая масса, т  12,203
Экипаж, чел.  7-8
Длина,мм 6100
Ширина,мм 2362
Высота,мм 2895
Дорожный просвет,мм 310
Броня, мм 10-12
Скорость максимальная, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 450
Кол-во выпущенных экземпляров  

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1  Д  АЕС А187, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 7580 см3, мощность 69,8 кВт при 1800 об/мин  1  94,9

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
 1 Пулемет  7,7 «Брен» (перевозился внутри корпуса)  1  
2010-2025, Орел. Rambler's Top100