• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. австрия
  2. ADGZ
  3. англия
  4. Lanchester
  5. Alvis Straussler
  6. Guy
  7. Daimler Dingo
  8. Morris
  9. Beaverette
  10. Humber
  11. АЕС
  12. Daimler
  13. Coventry
  14. АЕС 0857
  15. германия
  16. Sd.Kfz. 3
  17. Sd.Kfz.13
  18. Sd.Kfz.231 (6r)
  19. Sd.Kfz.221
  20. Sd.Kfz.231 (8r)
  21. Sd.Kfz.247
  22. Sd.Kfz.251
  23. Sd.Kfz.254
  24. АЕС «Dorchester»
  25. Sd.Kfz.303
  26. Sd.Kfz.250
  27. Sd.Kfz.301
  28. Sd.Kfz.234
  29. Sd.Kfz.304 Springer
  30. италия
  31. Lancia I.Z
  32. Pavezi Р4
  33. Pavezi L 140
  34. CV 29
  35. Ansaldo
  36. Fiat 611
  37. CV 3/33
  38. Fiat
  39. Autoblinda AB 40
  40. Autoblinda АВ 41
  41. Sahariana AS 42
  42. S 37
  43. Lince
  44. Autoblinda АВ 43
  45. СССР
  46. Д-8
  47. ФАИ
  48. БА-3
  49. БА-5
  50. БА-20
  51. БА-6
  52. БА-30
  53. БА-20М
  54. БА-10
  55. ЛБ-23
  56. БА-11
  57. БА-21
  58. ЛБ-62
  59. ППГ
  60. ЛБ-НАТИ
  61. БА-64
  62. БА-64Б
  63. США
  64. М3А1(Scout Car)
  65. М2
  66. М3 / М3А1
  67. M5А2
  68. М30
  69. М9А1
  70. М21
  71. М8Е1«Greyhound»
  72. М20
  73. М39
  74. M38
  75. франция
  76. Berliet VUDB
  77. P16
  78. Berliet VUDB4
  79. Berliet VUM
  80. Berliet VUC
  81. Berliet VPDM
  82. Laffly 50AM
  83. Panhard 178
  84. Panhard 165/175
  85. Laffly 80AM
  86. Laffly S15 TOE
  87. Laffly W15 TCC
  88. AM Dodge
  89. япония
  90. Тип 2592
  91. Тип 2593 «Sumida»
  92. Тип 2595 «Хо-Ги»

Бронеавтомобиль
Humber
(Humber)
1941


Учитывая контрактные обязательства перед британским правительством на производство грузовиков и артиллерийских тягачей для британской армии, фирма «Гай моторс» была не в состоянии выпускать достаточное количество бронеавтомобилей, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на них в войсках. По этой при чине она передала заказ на производство бронемашин фирме «Кэрриер компани», являвшейся частью промышленной корпорации «Рутс груп». За годы войны эта фирма построила более 60 % всех британских бронеавтомобилей, причем многие из них носили наименование «Хамбер». Однако фирма «Гай моторс» продолжала производить сварные бронекорпуса, которые устанавливались на шасси «Хамбер».

В основу бронеавтомобиля «Хамбер» Mk.I были положены корпус броневика «Гай» Mk.I и шасси артиллерийского тягача «Кэрриер» КТ4, который поставлялся в Индию еще в довоенный период. Чтобы шасси подошло к корпусу «Гай», двигатель пришлось перенести назад. В двухместной башне кругового вращения разместились 15-мм и 7,92-мм пулеметы «Беза». Боевая масса машины составляла 6,8т. Внешне бронеавтомобили «Гай» Мк I и «Хамбер» Мк I были очень похожи, однако «Хамбер» можно было отличить по горизонтальным задним крыльям и удлиненным передним амортизаторам. В качестве средства связи бронемашины оснащались радиостанциями № 19. Всего было выпущено 300 машин этого типа.

В 1943–1944 годах в войска начали поступать зенитные «Хамберы» Mk.IM с башней от ЗСУ на базе танка Mk.VIB, вооруженной четырьмя 7,92-мм пулеметами «Беза». Однако к тому времени немецкая воздушная угроза утратила свою актуальность и зенитные «Хамберы» вскоре были сняты с вооружения.

В задней части корпуса находилось моторное отделение, в котором был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Рутс» с рабочим объемом 4086 см3, развивавший мощность 66,2 кВт (90 л. с.) при 3200 об/мин. С мотором «Рутс» взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростная раздаточная коробка и гидравлические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах применялись колеса с шинами размером 10,50–20. В целом английские бронеавтомобили периода второй мировой войны технически превосходили аналогичные машины, производившиеся в других странах, и «Хамбер» не был исключением из этого правила. Хорошо вооруженный и неплохо бронированный, он обладал прекрасной проходимостью при езде по пересеченной местности, а по дорогам с твердым покрытием двигался с максимальной скоростью 72 км/ч. Более поздние модификации «Хамбера» сохранили базовые двигатель и шасси изменениям подвергались главным образом корпус, башня и вооружение. «Хамбер» Мк II отличался передним лобовым листом новой конструкции, что позволило увеличить внутренний объем машины, избавиться от коробчатой рубки водителя и в целом придать машине более «прилизанный» вид. Изменилась также бронировка радиатора; она приобрела форму жалюзи. Количество выпущенных бронемашин «Хамбер» Мк II составило 440 единиц.

«Хамбер» Мк III, появившийся в начале 1942 года имел еще одно существенное отличие: на нем устанавливалась трехместная башня новой конструкции. Теперь машину обслуживал экипаж в составе четырех человек.

На модификации «Хамбер» Мк IV в качестве основного вооружения была установлена американская 37-мм противотанковая пушка М6 с боекомплектом из 71 выстрела. Вместе с тем в башне сохранился и 7,92-мм пулемет «Беза», для которого имелось 2475 патронов. Таким образом, в годы второй мировой войны этот бронеавтомобиль стал первой английской колесной боевой машиной с пушечным вооружением. Однако размещение в башне более крупного орудия вынудило вернуться к прежней численности экипажа — три человека. Боевая масса машины возросла до 7,25 т. Эта модификация стала самой многочисленной — со сборочного конвейера фирмы «Кэрриер» сошли 2000 бронеавтомобилей «Хамбер» Мк IV.

С 1941 по 1945 год было изготовлено 3652 «Хамбера» всех модификаций. Помимо Великобритании бронемашины этого типа производились в Канаде под наименованием «бронеавтомобиль «Дженерал моторс» Мк I («ФОКС» I)». Канадские бронеавтомобили были более тяжелыми чем английские и оснащались более мощными двигателями. Общее количество «Хамберов», выпущенных в Великобритании и Канаде составило почти 5600 машин; тем самым броневик этого типа стал самым массовым английским средним бронеавтомобилем периода второй мировой войны.

Бронеавтомобили «Хамбер» различных модификации использовались на всех театрах военных действий второй мировой войны. С конца 1941 года машины этого типа воевали в Северной Африке в составе 11-го гусарского полка 2-й новозеландской дивизии и других частей. Небольшое количество «Хамберов» привлекалось для несения патрульной службы на коммуникациях в Иране, по которым шла доставка грузов в СССР.

В боевых действиях в Западной Европе применялись главным образом машины модификации Мк IV. Они состояли на вооружении разведывательных полков пехотных дивизий 50 броневиков «Хамбер» МкI имелось в индийской армии в собственном Его Величества короля Георга V 19-м уланском полку.

После второй мировой войны «Хамберы» недолго находились на вооружении английской армии уступив свое место бронеавтомобилям новых типов. В армиях других стран (Бирмы, Цейлона, Кипра Мексики и др.) они эксплуатировались значительно дольше. В 1961 году несколько бронемашин этого типа имелось в португальских войсках дислоцировавшихся в Гоа — португальской колонии в Индии.

 

технические характеристики «Humber» Mk.I / Mk.IV
Боевая масса, т  6,846/7,25
Экипаж, чел.  3
Длина,мм  4570
Ширина,мм  2180
Высота,мм  2340
Дорожный просвет,мм  310
Броня, мм  8-14
Скорость максимальная, км/ч  72
Запас хода по шоссе, км  400
Кол-во выпущенных экземпляров  около 5600

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1  К  «Рутc», 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4086 см3, мощность 66,2 кВт при 3200 об/мин  1  90,01

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Mk.I Пулемет 15 Беза 1  
Пулемет 7,92 Беза 1  
гранатомет   двуствольный дымовой 1  
 Mk.lV Пушка 37 М6 1 71
Пулемет  7,92 Беза 1 2475
гранатомет   двуствольный дымовой 1  
2010-2025, Орел. Rambler's Top100