• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. австрия
  2. ADGZ
  3. англия
  4. Lanchester
  5. Alvis Straussler
  6. Guy
  7. Daimler Dingo
  8. Morris
  9. Beaverette
  10. Humber
  11. АЕС
  12. Daimler
  13. Coventry
  14. АЕС 0857
  15. германия
  16. Sd.Kfz. 3
  17. Sd.Kfz.13
  18. Sd.Kfz.231 (6r)
  19. Sd.Kfz.221
  20. Sd.Kfz.231 (8r)
  21. Sd.Kfz.247
  22. Sd.Kfz.251
  23. Sd.Kfz.254
  24. АЕС «Dorchester»
  25. Sd.Kfz.303
  26. Sd.Kfz.250
  27. Sd.Kfz.301
  28. Sd.Kfz.234
  29. Sd.Kfz.304 Springer
  30. италия
  31. Lancia I.Z
  32. Pavezi Р4
  33. Pavezi L 140
  34. CV 29
  35. Ansaldo
  36. Fiat 611
  37. CV 3/33
  38. Fiat
  39. Autoblinda AB 40
  40. Autoblinda АВ 41
  41. Sahariana AS 42
  42. S 37
  43. Lince
  44. Autoblinda АВ 43
  45. СССР
  46. Д-8
  47. ФАИ
  48. БА-3
  49. БА-5
  50. БА-20
  51. БА-6
  52. БА-30
  53. БА-20М
  54. БА-10
  55. ЛБ-23
  56. БА-11
  57. БА-21
  58. ЛБ-62
  59. ППГ
  60. ЛБ-НАТИ
  61. БА-64
  62. БА-64Б
  63. США
  64. М3А1(Scout Car)
  65. М2
  66. М3 / М3А1
  67. M5А2
  68. М30
  69. М9А1
  70. М21
  71. М8Е1«Greyhound»
  72. М20
  73. М39
  74. M38
  75. франция
  76. Berliet VUDB
  77. P16
  78. Berliet VUDB4
  79. Berliet VUM
  80. Berliet VUC
  81. Berliet VPDM
  82. Laffly 50AM
  83. Panhard 178
  84. Panhard 165/175
  85. Laffly 80AM
  86. Laffly S15 TOE
  87. Laffly W15 TCC
  88. AM Dodge
  89. япония
  90. Тип 2592
  91. Тип 2593 «Sumida»
  92. Тип 2595 «Хо-Ги»

Бронеавтомобиль
АЕС
(АЕС)
1941


Бронеавтомобиль АЕС был разработан в 1940 году фирмой «Ассоушиэйтед экуипмент компани» (АЕС) в инициативном порядке и с учетом боевого опыта приобретенного в Северной Африке, без какого бы то ни было вмешательства или заказа со стороны государственных органов. Когда был построен макет бронемашины, представители британского военного министерства сделали вид что это их совершенно не касается, и сделали все возможное, чтобы дистанцироваться от проекта и его создателей. Однако в 1941 году бронемашина была официально показана в Лондоне во время парада конной гвардии, на котором присутствовал премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Он-то и обратил внимание на незнакомый ему образец новой боевой техники. В результате фирма АЕС получила первый заказ на серийное производство своих бронемашин уже в июне 1941 года.

В качестве базы для бронемашины АЕС было использовано шасси полноприводного (4x4) артиллерийского тягача АЕС 0853 «Матадор», производившегося компанией АЕС и прекрасно зарекомендовавшего себя в войсках.

Корпус бронемашины изготавливался из листов стальной катаной брони, которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Лобовая броня корпуса имела толщину 57 мм, бортовая — 16 мм крыша корпуса бронировалась 32-мм стальными листами. На крыше в средней части корпуса устанавливалась башня от пехотного танка «Валентайн» со штатным вооружением — 2-фунтовой (40-мм) пушкой OQF Мк IX и спаренным 7,92-мм пулеметом «Беза». В вертикальной плоскости вооружение наводилось в секторе от +15° до -15°, причем, как это ни странно «приводным механизмом» в этом случае являлось плечо наводчика. Зато в горизонтальной плоскости башня вращалась на 360° при помощи электрического привода. Для наведения орудия на цель в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел № 24x1,9 Мк V. В качестве вспомогательного вооружения бронемашины АЕС укомплектовывались 7,7-мм пулеметом «Брен», который при необходимости крепился на специальном кронштейне и использовался для борьбы с воздушными целями. Возимый боекомплект состоял из 58 артвыстрелов 2925 патронов для пулемета «Беза» и 600 патронов для зенитного пулемета «Брен».

Водитель бронемашины располагался посередине в передней части корпуса практически между передними колесами. Кресло водителя могло регулироваться по высоте, поэтому при езде с открытым люком голова водителя до плеч выступала из люка. В боевом положении люк закрывался и обзор водителю обеспечивали перископические приборы наблюдения.

Среднюю часть корпуса с башней занимало боевое отделение, в котором размещались командир машины (справа) и наводчик (слева). Для посадки и выхода из машины в крыше башни имелись два прямоугольных люка. Крышка люка командира была двухстворчатой, причем одна из створок открывалась вперед вторая назад. Крышка люка наводчика была цельной и откидывалась влево. В качестве средства связи в башне бронемашины устанавливалась радиостанция № 19.

В задней части корпуса находилось моторное отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А195, развивавший мощность 77,2 кВт (105 л. с.) при 2000 об/мин, что позволяло довольно тяжелой машине — ее боевая масса достигала 11 1т — двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. Передача вращательного момента от двигателя на колеса и управление ходовой частью осуществлялись посредством трансмиссии, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части, подвешенной на полуэллиптических листовых рессорах использовались большие колеса с шинами размером 13,5–20. При движении по дорогам с твердым покрытием задние колеса можно было отключать, и тогда бронемашина превращалась в переднеприводную (4x2) с передними же управляющими колесами.

Начиная с 1942 года фирма АЕС выпустила 122 бронеавтомобиля этого типа, которые получили обозначение АЕС Mk.I.

Спустя некоторое время боевой опыт показал, что пехота испытывает серьезную потребность в более мощной огневой поддержке взаимодействующих с ней бронеавтомобилей. В результате появилась следующая модификация — АЕС Mk.II, которая отличалась конструкцией носовой части корпуса; оборудовалась новой сварной башней, вооруженной 6-фунтовой (57-мм) пушкой OQF Mk.III со спаренным 7,92-мм пулеметом «Беза», и более мощным 116,2-киловаттным (158-сильным) дизелем АЕС А197. Экипаж бронемашины увеличился на одного человека, а ее боевая масса возросла до 12,7т.

Потребность в дальнейшем усилении огневой мощи бронемашины, что было связано с возлагавшимися на нее задачами по огневой поддержке более легких и уязвимых бронеавтомобилей типа «Хамбер» и борьбе с легкими танками противника привела к появлению следующей модификации АЕС Mk.III. По отношению к АЕС Mk.II машины этой модели имели незначительные изменения в конструкции корпуса, главным же отличием была установка в башне американской 75-мм танковой пушки МЗ.

Всего же в период с 1942 по 1943 год было изготовлено 629 бронемашин АЕС всех модификаций. Кроме того, в конце 1943 года была предпринята попытка разработать на базе бронемашины АЕС самоходную зенитную установку, но работа над ней не вышла из стадии прототипа.

Бронеавтомобили АЕС впервые появились на фронте в Северной Африке в конце 1942 года. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод бронемашин «Хамбер». Силами армейских мастерских несколько АЕС Mk.I были оборудованы башнями танка «Крусейдер» с 57-мм пушкой.

Модификации Mk.II и Mk.III участвовали в боевых действиях в Европе в составе английских и индийских частей. Один АЕС, как правило, входил в состав взвода броневиков «Стагхаунд».

Несмотря на большие размеры и приличный вес, в войсках любили эту боевую машину за мощное вооружение и хорошую броневую защиту.

Несколько броневиков АЕС в 1944–1945 годах англичане передали Народно-освободительной армии Югославии. В 1976 году бронеавтомобили АЕС еще состояли на вооружении ливанской армии.

 

технические характеристики АЕС Mk.I
Боевая масса, т  11,1
Экипаж, чел.  3
Длина,мм  5180
Ширина,мм  2740
Высота,мм  2550
Дорожный просвет,мм  321
Броня, мм

Лоб корпуса    57
Борт    16
Крыша    32

Скорость максимальная, км/ч  65
Запас хода по шоссе, км  400
Кол-во выпущенных экземпляров  

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1  Д  АЕСА195, 6-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощность 77,2 кВт при 2000 об/мин  1  104,96

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
 1 Пулемет  40 OQF Mk.IX 1 58
Пулемет 7,92 BESA 1 2925
Пулемет 7,7 «Брен», зенитный 1 600
гранатомет 50,5 дымовой 1 18
2010-2025, Орел. Rambler's Top100