• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. англия
  2. AEC Matador
  3. Bedford OYD
  4. Austin K2/Y
  5. Bedford QLD
  6. Austin K5
  7. Fordson WOT6
  8. венгрия
  9. 38 M. Botond
  10. германия
  11. Opel Blitz
  12. Bussing-NAG G31
  13. Sd.Kfz.7
  14. Sd.Kfz.8
  15. FN-Kegresse
  16. Sd.Kfz.11
  17. Sd.Kfz.10
  18. Sd.Kfz.9
  19. Kubelwagen
  20. Sd.Kfz.6
  21. Bussing-NAG 500
  22. LWS
  23. Sd.Kfz.2
  24. Gaswagen
  25. RSO
  26. Schwimmwagen
  27. SWS
  28. Skoda RSO
  29. италия
  30. Alfa Romeo 500DR
  31. Bianchi Miles
  32. FIAT 626
  33. польша
  34. Ursus A
  35. Polski Fiat 621 L
  36. США
  37. Chevrolet G506
  38. Linn C5 Catruck
  39. M20 Diamond T
  40. Studebaker US6
  41. DUKW-353
  42. GMC CCKW
  43. Dodge WC-51
  44. Mack NR
  45. Willys MB
  46. Dodge WC-62
  47. Ford G8T
  48. Ford GPA
  49. франция
  50. Lorraine 37L
  51. япония
  52. Тип 2598 «Со-Да»
  53. Тип 1 «Хо-Ха»
  54. Ка-тсу
  55. Тип 1 «Хо-Ки»

Полугусеничный артеллерийсуий тягач
Sd.Kfz.11
(Sd.Kfz.11)
1936


Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.11 был разработан фирмой «Ганза-Ллойд-Голиаф» в 1933 году, но серийное производство этих машин (тип HLkl 5) с 1936 года осуществляла фирма «Ганомаг» из Ганновера. Потребность в этих тягачах и их шасси, которые использовались для производства бронетранспортеров типа Sd.Kfz.251 постоянно росла и «Ганомаг» не мог в полной мере удовлетворить запросы армии. Поэтому к серийному выпуску Sd.Kfz.11 подключились также фирмы «Адлер», «Шкода» и «Вандерер». До 1944 года ими были построены 9028 тягачей и 15252 шасси для бронетранспортеров Sd.Kfz.251.

Создание танковых дивизий породило потребность в бронированном транспортном средстве, способном перевозить пехоту следом за быстро продвигающимися танками. Естественно, возникло предложение установить бронированный корпус на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.11. Производство шасси для бронетранспортеров было поручено фирме «Ганомаг», бронекорпуса — фирме «Бюссинг-НАГ». Первые серийные машины поступили на вооружение 1-й танковой дивизии в 1939 году.

Помимо бронетранспортеров семейства Sd.Kfz.251 на базе тягача Sd.Kfz.11 выпускались и другие специализированные машины.

Базовая модификация артиллерийского тягача Sd.Kfz.11 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.

В отделении управления находились рабочие места водителя и командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры давления масла тахометр указатель количества топлива) спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя располагается рычаг переключения скоростей коробки передач и ры чаг ручного тормоза.

В средней части кузова за водительской кабиной в специальном отсеке хранился боекомплект буксируемой артсистемы. В задней части кузова на двух рядах сидений расположенных вдоль бортов размещался артиллерийский расчет в составе 6–7 человек. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

В моторном отсеке тягача был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL42TUKRM с верхним расположением клапанов (по одному клапану на каждый цилиндр). Рабочий объем двигателя составлял 4171 см3. При 2800 об/мин (максимум 3000 об/мин) он развивал мощность 73 6 кВт (100 л. с.).

С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом «Фихтель унд Сакс мекано» PF220K, четырехскоростная планетарная коробка передач «Ганомаг» 021 32785 U50, обеспечивавшая движение машины вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача.

Переключение скоростей осуществлялось с помощью двух рычагов, располагавшихся справа от сиденья механика-водителя. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами «Клетрак» (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц — также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз). Тормозную систему типа 440x80 производила фирма «Перро».

Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 5,625 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 53 км/ч. С полным баком запас хода составлял 275 км.

Электрооборудование тягача запитывалось от 12-вольтового генератора «Бош» RKCN 300/12–1300 мощностью 300 Вт и двух 12-вольтовых свинцовых аккумуляторов «Бош» емкостью по 75 А.ч. Аккумуляторы размещались в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, ходовых и габаритных огней.

В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами «Континентал» или «Мишлин» размером 190–18 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который применительно к одному борту состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Первый опорный каток в правом ряду на 140 мм был смещен назад в связи с особенностью крепления торсионных валов.

Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8–12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые одногребневые однопальцевые гусеницы с амортизирующими резиновыми вкладышами. При ширине 280 мм длина правой гусеницы составляла 7840 мм (состояла из 56 траков) левой — 7700 мм (состояла из 55 траков). Ширина гусеничной колеи — 1600 мм.

Управление машиной при поворотах до 15° обеспечивалось поворотом передних колес, как у обычного автомобиля. Однако при повороте с большим углом замедляющий механизм отключал ходовую часть с внутренней стороны поворота и вместе с тем переключал от 56 до 100 процентов мощности на гусеницу с внешней стороны поворота.

Артиллерийские тягачи Sd.Kfz.11 использовались главным образом для буксировки легких 105-мм полевых гаубиц leFH 18, 75-мм противотанковых пушек Рак 40, 37-мм пушек Flak 36 и Flak 37, а также реактивных пусковых установок Nebelwerfer 42, однако к концу войны им пришлось выполнять и другие задачи.

По состоянию на 1 марта 1945 года в линейных частях вермахта оставалось еще 1938 тягачей Sd.Kfz.11.

 

технические характеристики Sd.Kfz.11
Боевая масса, т 5,625
Экипаж, чел. 9
Грузоподъемность, т 1,475
Тяговое усилие, т 3
Длина,мм 5500
Ширина,мм 2000
Высота,мм 2200
Дорожный просвет,мм 320
Броня, мм нет
Скорость максимальная, км/ч 53
Запас хода по шоссе, км 275
Кол-во выпущенных экземпляров 9028

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1 K     «Майбах» HL 42 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий обьем 4171 см3, мощность 73,6 кВт при 2800 об/мин  1  100,07


Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Sd. Kfz.11/3 машина для распыления отравляющих веществ  
Sd. Kfz.11/4 модернизированный вариант Sd.Kfz.11l/1  
Sd. Kfz.11/5 машина химической разведки  
2010-2025, Орел. Rambler's Top100