• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. англия
  2. Sexton
  3. Bishop
  4. германия
  5. SIG-33
  6. StuG III
  7. Karl
  8. Sturmpanzer II
  9. Pz.SFL.V
  10. Bison
  11. StuIG.33
  12. StuН.42
  13. StuG 33B
  14. StuG IV
  15. Hummel
  16. Brummbär
  17. Wespe
  18. Sturmtiger
  19. италия
  20. Semovente Da 47/32
  21. Semovente Da 105/25
  22. Semovente Da 90/53
  23. СССР
  24. СУ-5
  25. СУ-12
  26. СУ-14-Бр-2
  27. СУ-122
  28. ИСУ-122
  29. СУ-76
  30. США
  31. М8 «Scott»
  32. M7 «Priest»
  33. М37
  34. М40 «Long Тоm»
  35. M43
  36. япония
  37. Хо-Ро
  38. Тип 1 «Хо-Ни I»

152-мм самоходная артиллерийская установка
СУ-14-Бр-2
1940

Идея создания самоходной артиллерии на шасси танков была теоретически обоснована в Англии, однако впервые практическое воплощение она получила в СССР. В середине 30-х годов в Советском Союзе построили различные типы самоходок с мощными орудиями, однако все они пали жертвами политических «разборок» в стране. Среди отвергнутых артсистем находились САУ для ВДВ на базе танка Т-37/38, «малый триплекс» на базе Т-26 и БТ-2 и, наконец, невиданный в мире тяжелый «триплекс ТАОН».

Об уцелевших самоходках СУ-14 вспомнили зимой 1939 года, когда Красная Армия приступила к штурму «линии Маннергейма». Войска отчаянно нуждались в мощной огневой поддержке Поэтому две установки этого типа решили экранировать броневыми листами толщиной 30-50 мм, чтобы самоходки могли подходить к финским ДОТам на расстояние прямого выстрела. Но Ижорский завод затянул поставку бронелистов, и работы завершились только в марте 1940 года, когда война на Карельском перешейке уже закончилась. Тем не менее машины с усиленным бронированием прошли обкатку протяженностью 26 км и в целом показали неважные ходовые качества. При возросшей до 64 т боевой массе СУ-14-Бр-2 с трудом достигала скорости 22 км/ч, двигатель работал с напряжением, развороты происходили тяжело. На доработку трансмиссии средств не было выделено, и поэтому на опытном образце СУ-14 из-за сильной перегрузки ограничились только заменой резиновых бандажей катков на металлические.

В 1940 году 152-мм САУ СУ-14 с пушкой Б-30 и СУ-14-1 с пушкой Бр-2 прошли артиллерийские стрельбы на НИАПе, испытывались в Киевском особом военном округе и затем были законсервированы. В дальнейшем обеим самоходкам все же довелось принять участие в боевых действиях. Осенью 1941 года их вместе с артустановкой СУ-100У включили в состав отдельного тяжелого дивизиона особого назначения, и в ходе обороны Москвы они обстреливали с закрытых позиций в районе станции Кубинка немецкие войска.

технические характеристики СУ-14-Бр-2 обр. 1941 г.
Боевая масса, т 64
Экипаж, чел. 7
Длина, мм  
Ширина, мм  
Высота, мм  
Клиренс, мм  
Броня, мм 30-50
Скорость максимальная, км/ч 22
Запас хода, км  
Кол-во выпущенных экземпляров  

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К М-14Ф 1 680

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект, шт
1 Пушка 152 Бр-2 1  
1 Пулемет 7,62 ДТ 1  
2010-2025, Орел. Rambler's Top100