ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ
«Jagdtiger»
1944

Следуя традиции, которая заключалась в использовании состоявшего на вооружении танка для его переделки в САУ путем установки на его шасси пушки более крупного калибра, немцы сразу же увидели в тяжелом «Тигре II» потенциальную самоходку. Поскольку танк был вооружен 88-мм пушкой, то ставить на него следовало, следуя логике, более мощное 128-мм орудие. Начальная скорость его 28,3-килограммового снаряда была меньше, чем у 88-мм пушки, но на большей дальности его бронепробиваемость была выше. С новым орудием «Ягдтигр» стал самой мощной массовой немецкой машиной второй мировой войны. Боекомплект самоходки состоял из 40 выстрелов и 1500 патронов калибра 7,92 мм для пулемета MG 34. Шасси «Тигра II» конструктивно осталось тем же, но его удлинили на 25 сантиметров. На нем была установлена большая рубка с большими углами наклона броневых листов. Поскольку маска пушки не позволяла продлить лобовой лист вверх, как это было на машинах, сделанных на базе «Пантеры», пришлось установить лобовую броню с вырезом в несколько десятков сантиметров на верхнюю часть корпуса. Толщина этого броневого листа достигала внушительной цифры — 250 мм.
Первый прототип самоходной установки был готов к концу 1943 года, после чего сразу же последовал заказ на партию из 150 машин. Однако реально фирмой «Нибелунген» было построено только 70 «Ягдтигров», из которых к концу войны в строю осталось не больше 48 единиц.
Если не принимать во внимание сложности производства машины такого типа, «Ягдтигр» изначально имел большой недостаток — чрезмерный вес, из-за чего двигатель и трансмиссия работали на пределе своих возможностей. Самоходка могла передвигаться только по хорошим дорогам, а проезд через мосты и преодоление водных преград стали настоящим кошмаром. И хотя на бумаге характеристики «Ягдтигра» были теми же, что и у базового танка, в действительности он потреблял гораздо больше горючего, и при этом имел значительно меньший запас хода. Для воюющей страны, испытывавшей острый дефицит топлива, производство и эксплуатация таких машин была непозволительной роскошью. Как и танки «Тигр II», истребители танков «Ягдтигры» использовались малыми группами и обеспечивали необходимую поддержку, если того требовал ход боя. Очень быстро выяснилось, что самым главным недостатком «Ягдтигров» была их невысокая подвижность, поэтому они принимали участие только в последних сражениях второй мировой войны на Западном фронте.
Первый батальон тяжелых противотанковых самоходных установок «Ягдтигр», получивший номер 512, был сформирован летом 1944 года. Боевое крещение он получил в марте 1945 года под Рейном. Тогда «Ягдтигры» поражали американские танки с дистанции свыше 2500 м.
| технические характеристики | «Jagdtiger» |
|---|---|
| Боевая масса, т | 75,4 |
| Экипаж, чел. | 6 |
| Длина, мм | 10564 |
| Ширина, мм | 3625 |
| Высота, мм | 2945 |
| Клиренс, мм | 480 |
| Броня, мм | 40-250 |
| Лоб корпуса, мм | 150 |
| Лоб рубки, мм | 250 |
| Борт и корма, мм | 80 |
| Днище и крыша, мм | 40 |
| Скорость максимальная, км/ч | 41,5 |
| Запас хода, км | 170 |
| Кол-во выпущенных экземпляров | 70 |
| Двигатели | ||||
|---|---|---|---|---|
| Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
| 1 | К | «Майбах»НL 230Р45, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного охлаждения, мощность 700 л. с. | 1 | 700 |
| Вооружение | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект, шт |
| 1 | Пушка | 128 | Pak44 L/55 | 1 | 40 |
| 1 | Пулемет | 7,92 | MG 34 | 1 | 1500 |