• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. англия
  2. Archer
  3. германия
  4. Panzerjäger
  5. Marder III (r)
  6. Marder III
  7. Marder II (r)
  8. Marder II
  9. Nashorn
  10. Ferdinand/Elefant
  11. «Jägdpanzer» 38(t)
  12. Jagdtiger
  13. Jagdpanzer IV
  14. Hetzer
  15. Jagdpanther
  16. италия
  17. Semovente Da 75/18
  18. СССР
  19. ЗИС-30
  20. СУ-152
  21. СУ-85
  22. ИСУ-152
  23. СУ-100
  24. США
  25. М10 «Wolverine»
  26. M36 «Slagger»
  27. М18 «Hellcat»

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА
«Nashorn»
1943

«Насхорн» («Носорог») был первой самоходной артиллерийской установкой-истребителем танков, построенной на базе специализированного шасси GW III/IV, объединявшего узлы и агрегаты средних танков PzKpfw III и IV и оснащенного двигателем «Майбах» HL 120TRM, который был смещен вперед, что позволило разместить в задней части корпуса обширное боевое отделение. Двигатель располагался позади трансмиссии и вместе с ней образовывал удобную и компактную силовую группу, рядом с которой находилось место механика-водителя.

В 1942 году на Восточном фронте; вермахт столкнулся с проблемой развертывания мощных противотанковых пушек Рак 43/1 калибра 88 мм, составлявших основу противотанковой обороны немецкой армии. Они имели колесный лафет, но были слишком тяжелыми, в силу чего им не хватало тактической гибкости. Чтобы сменить огневую позицию, приходилось привлекать довольно много людей и технику для буксировки орудия. Одного этого было достаточно чтобы свести на нет все преимущества пушки. Поэтому совершенно естественно встал вопрос о том, чтобы сделать ее самоходной. Для этой цели за основу было выбрано шасси среднего танка PzKpfw IV, однако пушка оказалась для него слишком тяжелой, и даже с широкими гусеницами, которые использовались на машинах, воевавших на Восточном фронте, удельное давление на грунт было настолько большим, что не могло быть и речи о серьезном бронировании самоходки, вооруженной пушкой Рак 43/1. К тому же Германия испытывала дефицит высококачественной стали. Все это привело к тому, что бронирование большинства серийных САУ «Насхорн» выполнялось из незакаленной стали, в результате чего машины стали еще более уязвимы.

Просторное боевое отделение располагалось в кормовой части шасси. Ствол орудия находился на высоте 2,24 м от земли, что по меньшей мере на 0,6 м превышало стандартный уровень при размещении пушки на ее штатном крестообразном лафете. Именно чрезмерная высота была главным недостатком САУ «Насхорн», поскольку для боковых стенок рубки приходилось использовать большие листы стали, которые не могли обеспечить экипажу, находящемуся в боевом отделении, надежной защиты. Боковые стенки боевого отделения устанавливались практически вертикально, зато лобовая плита имела хороший баллистический профиль. Жалюзи воздухозабора двигателя были отличительной чертой самоходки. Они находились на обоих бортах боевого отделения примерно посередине корпуса машины, как раз над надгусеничными полками, и были слегка заглублены в глубь рубки. В целом «Насхорн» был подходящим носителем для 88-мм пушки, хотя и уязвимым от стрельбы прямой наводкой.

Первоначально САУ получила название «Хорнисс» («Шершень»), но в январе 1944 года по личному указанию Гитлера была переименована в «Насхорн». Эти боевые машины поступали на вооружение противотанковых дивизионов РГК и до конца войны принимали участие в боевых действиях. На 10 апреля 1945 года вермахт располагал еще 62 САУ этого типа на Восточном фронте и 23 — на Западном.

Разработчиком машины была фирма «Дойче Эйзенверке». Всего же в 1943-1945 годах немецкая промышленность выпустила 494 машины этого типа.

технические характеристики «Nashorn»
Боевая масса, т 24,4
Экипаж, чел. 5
Длина, мм 8840
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2940
Клиренс, мм 400
Броня, мм 10-50
Лоб корпуса, мм 50
Борт, мм 30
Корма, мм 20
Рубка, мм 10
Скорость максимальная, км/ч 42
Запас хода, км 215
Кол-во выпущенных экземпляров 494

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Майбах»Н1120ТКМ, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. 1 300

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект, шт
1 Пушка 88   1 40
1 Пулемет 7,92 MG 34 1 600
2010-2025, Орел. Rambler's Top100