• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. англия
  2. Land Matress
  3. германия
  4. Nedbelwerfer.41
  5. Panzerwerfer
  6. R-Vielfachwerfer
  7. СССР
  8. БМ-8-36
  9. БМ-13
  10. М-30
  11. БМ-31-12
  12. США
  13. Т34 Calliope
  14. япония
  15. tip 4 200
  16. Tip 4

Реактивная установка
БМ-13
(БМ-13)
1941

14 июля 1941 года немецкое командование получило паническое донесение с фронта: «Русские применили батарею с необычным числом орудий. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Потери в людях значительные». Весь этот переполох произвела всего одна батарея капитана И.А. Флерова, вооруженная семью реактивными установками БМ-13, позднее известными под названием «Катюша».

Разработка 82-мм и 132-мм реактивных снарядов началась в СССР в 1930 году. Первые их образцы предназначались для вооружения самолетов, и только в 1938 году ГАУ объявило конкурс на создание реактивной системы залпового огня. Проект первой такой установки появился в Реактивном НИИ в октябре того же года. 24 направляющих на специальной раме монтировались на автомобиле ЗИС-5 перпендикулярно продольной оси машины. Стрельба производилась авиационными снарядами РС-132, заряжаемыми с передней части направляющих. Полигонные испытания выявили много недостатков установки, в частности сильное ее раскачивание при стрельбе, повреждение деталей машины раскаленными газами, неудобная зарядка и опасность управления огнем из кабины. Доработанный вариант установки на шасси ЗИС-6, обозначенный МУ-1 (механизированная установка, 1-й образец), в основном имел те же недостатки. Только новая пусковая установка МУ-2 на шасси ЗИС-6, представленная РНИИ в апреле 1939 года, отвечала требованиям военных. 16 направляющих теперь размещались вдоль оси машины в два яруса. Заряжание производилось с казенной части, а задняя часть автомобиля при ведении огня вывешивалась на двух домкратах. Залп выполнялся в течение 7–10 секунд. К этому времени был создан реактивный осколочно-фугасный снаряд, позднее названный М-13, с увеличенной дальностью стрельбы и более мощной боеголовкой.

Заказ на серийное производство пусковых установок и снарядов поступил буквально перед началом войны, 21 июня 1941 года. На вооружение Красной Армии серийная установка, обозначенная БМ-13, была принята в августе 1941 года.



технические характеристики БМ-13
Калибр, мм  132
Вес в боевом положении, кг  
Число направляющих, шт  16
Угол ГН, град  20
Угол ВН, град  +7; +45
Начальная скорость снаряда, м/с  
Вес снаряда (осколочный), кг  42,3
Время производства залпа, сек  7-10
Макс. дальность стрельбы, м  8470
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм  
Кол-во выпущенных экземпляров  
2010-2025, Орел. Rambler's Top100